Инцест (Окончание).
VI. Инцест и современное общество.

 Инцест, воспринимаемый как мерзость, преступление, моральная деградация, трагедия, осуществление собственной исключительности или сексуальной свободы, будоражит современного человека, пожалуй, не меньше, чем носителей древних мифов, создателей и исполнителей библейских законов, авторов и зрителей древнегреческих трагедий. Источник устойчивого интереса – непрерывно возобновляемое противостояние индивидуального и коллективного.
 Среди причин популярности психоанализа и самого Фрейда, скандальной в конце XIX века и начале XX, революционной, анекдотической, вдохновляющей на почитание и отторжение позже, интерес к инцесту, надо думать, занимает не последнее место. Широкая публика, не обладая внятными представлениями о психоанализе, его месте в психотерапии и культуре, не зная о творчестве Софокла и гипотезах антропологии, легко объединяет «инцест», «Фрейд» и «комплекс Эдипа» в нечто будоражащее и неизменно привлекающее внимание. Нечто подобное произошло в свое время с работами Альберта Эйнштейна (Albert Einstein, 1879 – 1955). От его трудов интересы образованных, полуобразованных и совсем не образованных масс вроде бы еще дальше, чем от психоанализа. Но слова «теория относительности», в ином, далеком от теоретической физики и Эйнштейна контексте, неизменно возбуждают внимание. Быть может из-за звучащего в них намека на ограничение всесилия не только законов Ньютоновской механики?
 Внимание к инцесту общественного сознания, сочетаясь с поверхностными представлениями, доходящими до откровенного невежества, и неосознанием мотива собственного интереса нередко приводит к несуразностям. Филипп Халсман (Philippe Halsman, 1906 – 1979) – автор сотен знаменитых фотографий, друг Сальвадора Дали, родоначальник сюрреализма в фотографии, в 1928 году, еще до того как стал фотографом и прославился, был осужден на десять лет за убийство своего отца стоматолога Мордехая (Марка) Халсмана. Халсман-старший погиб во время экскурсии в Австрийских Альпах, упав с большой высоты. Никто, кроме его двадцатидвухлетнего сына этой трагедии не видел, но Инсбрукский суд посчитал Филиппа убийцей. Доказательств, собственно говоря, не было. Но Халсманы были евреями и не были гражданами Австрии. Нацистские же настроения в Альпийской республике в те годы уже влияли на все стороны жизни, в том числе и на правосудие. Похоже, поэтому приговор и оказался обвинительным. Дело приняло скандальный характер. Возник общественный протест против предвзятости суда. В защиту Филиппа Халсмана выступили многие знаменитости, среди них Альберт Эйнштейн и Томас Манн. Через два года молодого человека освободили, потребовав немедленно уехать из Австрии.
 Во время судебного процесса защита Филиппа Халсмана предприняла неожиданный ход. Судебно-психиатрическая экспертиза, проведенной на медицинском факультете Инсбрукского университета (ставшего с 2004 года Инсбрукским медицинским университетом), посчитала Эдипов комплекс, обнаруженный у подсудимого, мотивом убийства. А адвокат, на этом основании, потребовал освобождения своего подзащитного от ответственности за смерть отца. С критикой такого подхода выступил Фрейд. Создатель психоанализа не увидел связи между наличием Эдипова комплекса и предполагаемым отцеубийством. Ведь Эдипов комплекс присутствует всегда, и именно поэтому не годится для решения вопроса о виновности.
 Еще больше внимания привлекали, да и до сих пор привлекают, наблюдения Фрейда о фантазиях и сновидениях, связанных с сексуальным насилием. В восьмидесятых годах прошлого века возникло движение «за восстановление памяти». Современный биограф Зигмунда Фрейда Пол Феррис (Paul John Ferris 1963) пишет: «В США и в меньшей степени в Европе восстал призрак теории совращения...». Концепция, отвергнутая Фрейдом, почти через столетие неожиданно стала популярной. Самого же Фрейда радикальные сторонники (в большинстве своем сторонницы) идеи о массовом совращении отцами своих дочерей посмертно объявили трусливым отступником, закрывшим глаза на истину. В борьбе с ожившим призраком возникла концепция фальшивой памяти (False Memory Syndrome), предложенная американской ассоциацией «False Memory Syndrome Foundation» (1992). Кроме научной деятельности организация занимается защитой и поддержкой обвиненных в сексуальном насилии. У концепции фальшивой памяти есть убежденные сторонники и весьма энергичные противники. Нет только на сегодняшний день внятного, общепризнанного мнения о возможности и границах использования этой новации в конкретных уголовных делах. На Лондонской конференции 1994 года, посвященной синдрому фальшивой памяти, главными протестантами выступили женщины. Их возмущение едва не сорвало конференцию. Стремясь не допустить выступлений оппонентов, защитницы теории совращения включали время от времени пожарную сирену. И еще они раздавали брошюры, где утверждалось, что синдром фальшивой памяти изобрели мужчины, стремясь избежать обвинений в развращении собственных дочерей. Фрейда же в этих брошюрах назвали первым защитником синдрома фальшивой памяти.
 В древности общество не выделяло кровосмешение среди других нарушений сексуальной морали. Позже секс между близкими кровными родственниками посчитали особо омерзительным и присвоили ему отдельное название – инцест. Под влиянием неувядающего интереса к кровосмешению само понятие кровосмешения, похоже, претерпевает изменения. Чарлз Райкрофт (Charles Frederick Rycroft, 1914 – 1998) в своем «Критическом словаре психоанализа» пишет: «В разговорах между собой аналитики и те, кто находился в тесном общении с психоаналитическим кругами, обычно используют «инцестуозный» в значении «кровосмесительный», для того, чтобы обозначить атмосферу «своего круга», где все анализируют друг друга». Психологическая близость между посвященными, отличаясь от принятой в обществе, видимо, порождает ощущение интимности и собственной избранности. «Инцестуозный» в этом контексте звучит совсем не осуждающе. Скорее метафорой, подчеркивающей непохожесть аналитиков на прочих, к такой близости неспособных. Отдаленно напоминает нравы семей фараонов в Древнем Египте, разрешавших кровосмешение себе – потомкам богов и запрещавших его своим подданным.
 Изменения понятий инцест, «запрещенный секс» наблюдаются не только среди психоаналитиков, посвятивших немало времени их изучению. Под влиянием болезненных переживаний и чувствительности к разрушению единообразия «общепринятого», суть сексуальных запретов меняют и пациенты.«Откуда-то появилось убеждение: секс с влюбленным, дружелюбным, заботливым – что-то вроде инцеста. Неправильно, опасно, аморально и, наверное, противно. Дружелюбные, заботливые – это «свои». Поцелуи с ними – никакой не ритуал приветствия, не проявление расположения или сексуального влечения, а пароль, опознавательный знак, означающий, среди прочего, запрет секса. Ведь – они «свои». Нежность с «чужими» означает признание их «своими», и секс с ними становился бы невозможным» (Из беседы с Орли, пациенткой автора).

* * *

 Кровосмешение, бывшее обыденной повседневностью в доисторические времена, превратилось сначала в нечто исключительное, немассовое, а затем – в безусловно осуждаемую и отвергаемую практику. Место инцеста-события у носителя современных моральных ценностей заняли сновидения и фантазии, по большей части неосознаваемые, но, тем не менее, способные влиять на душевную жизнь и поведение. Культурные, социальные, психологические механизмы подавления инстинктов, развившиеся за тысячелетия, способствовали, с одной стороны, выживанию homo sapiens, с другой – использованию энергии подавленного влечения на продуктивное развитие личности и общества. Но нет никаких оснований предполагать устойчивость и неизменность такого порядка вещей. Культура, видоизменив, не отменила противостояния индивидуального и коллективного, различий между полами и конфликтов поколений. Возникшие за тысячелетия механизмы регуляции всех этих напряженностей оперируют громадным потенциалом, лишенным, однако, однозначной направленности и способным содействовать как прогрессу, так и непредсказуемым по масштабам катаклизмам.

Литература.

1. «Античные писатели. Словарь» СПб, изд-во «Лань», 1999.
2. Джонс Эрнст «Жизнь и творения Зигмунда Фрейда», Москва «Гумманитарий», 1997.
3. Дубнов. С. М. «История еврейского народа на востоке», Гешарим, Иерусалим, 5766 – Мосты культуры, Москва 2006.
4. Леви-Стросс Клод «Элементарные структуры родства», 1949 г. Докторская диссертация. «Les structurales elementaires de la parente»
5. Лихт Г. Сексуальная жизнь в Древней Греции. М., 1995.
6. Малиновский Б. «Магия, наука и религия». Из-во «Рефл-бук», 1998.
7. Мифы. Энциклопедический справочник. Минск «Харвест», Москва «АСТ», 2000.
8. Мифы народов мира. Энциклопедия. Москва, Научное издательство «Большая Российская энциклопедия».
9. Морган Л. Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Л., 1933.
10. Назон Публий Овидий, «Метаморфозы».
11. Назон Публий Овидий. Элегии и малые поэмы. М., «Художественная литература», 1973.
12. Назон Публий Овидий. «Любовные элегии. Метаморфозы. Скорбные элегии». М., Художественная литература, 1983.
13. Пара Элен «Инцест». «Искусство – XXI век», 2005.
14. Плутарх «Избранные жизнеописания», Москва, издательство «Правда», 1987.
15. Райкрофт Чарлз «Критический словрь психоанализа», Восточно-Европейский Институт психоанализа, Санкт-Петербург, 1995.
16. Снорри Стурлусон Круг Земной (Heimskringla) Издательство «Наука», 1980.
17. Софокл. «Царь Эдип» (Пер. Ф.Ф.Зелинского) Серия «Литературные памятники». М., «Наука», 1990.
18. Толковая библия. 2-ое издание. Институт перевода Библии, Стокгольм 1987.
19. Томе Хельмут, Кехеле Хорст «Современный психоанализ». Издательская группа «Прогресс» – «Литера», Издательство агентства «Яхтсмен». Москва, 1996.
20. Феррис Пол «Зигмунд Фрейд» «Попурри», 2001.
21. Флавий Иосиф. «Иудейские древности», перевод с древнегреческого Г. Генкеля. Москва, Крон-пресс, 1996.
22. Фрейд З. «Тотем и Табу» в переводе Моисея Вульфа. В сборнике «Я и Оно», Тбилиси, «Мерани», 1991.
23. Фрейд З. «К истории психоаналитического движения». В сборнике «По ту сторону принципа удовольсвия». Москва, издательская группа «Прогресс», «Литера» 1992. 24. Фрейд З. «Толкование сновидений», ЭКСМО, 2002.
25. Фрейд З. «Достоевский и отцеубийство», В сборнике «Я и Оно», Тбилиси, «Мерани»,1991.
26. Фрезер Джеймс Джорж «Золотая ветвь», Москва, Издательство политической литературы, 1980.
27. Шур Макс «Зигмунд Фрейд: жизни и смерть». Москва, «Центрполиграф», 2005.


Написать автору

Большое спасибо!


К началу обзора.

К титульному листу.