Инцест (Продолжение).
V. Инцест: психоаналитический взгляд.

 Открытие Фрейда, ставшее важнейшим инструментом построения психоанализа, – метод свободных ассоциаций. Строго говоря, русское название фрейдовской новации – «свободные ассоциации» – результат неудачного перевода немецкого «freier Einfal» на английский как «free Association». «Einfall» – «внезапное вторжение», «внезапная идея», а вовсе не «ассоциация» – мысль, связанная, объединенная с другой. Но как бы там ни было, «свободные ассоциации» прижились, и не только в английском языке. Суть метода – в озвучивании спонтанных мыслей и воспоминаний. Напряженность и сосредоточенность на содержаниях, возникающих в сознании, – серьезные помехи для «внезапных идей», которые по Фрейду вовсе не случайны. Причина внезапного возникновения в сознании образов, фантазий, мыслей – неосознавание пациентом переживаний, их породивших. Анализ внезапно появившихся идей дает шанс пациенту осознать, а психотерапевту узнать нечто о переживаниях, запустивших когда-то механизм болезни. Пациент, как правило, ничего о том болезненном событии не помнит. Символом, следом «забытого» переживания, косвенным доказательством его существования становятся расстройства, составляющие клиническую картину невроза, или проблемы пациента, ставшие поводом психотерапии. Расшифровка этих символов и есть цель анализа. Осознание связи между симптомами и переживаниями, их породившим, обычно приводит к облегчению страдания и даже к излечению.
 Поначалу открытие свободных ассоциаций завело новую науку в тупик. Обобщая результаты, полученные с помощью анализа в 1892 – 96 годах, Фрейд пришел к убеждению, что основа истерических расстройств – переживания сексуального опыта в раннем детстве. «В основе каждого случая истерии заключается один или более случаев преждевременного сексуального опыта, случаи, которые произошли в раннем детстве, но могут быть восстановлены в памяти с помощью психоанализа, невзирая на большой промежуток времени, прошедший с тех пор». ( Из лекции, прочитанной Фрейдом 2-го мая 1896 на заседании Венского общества невропатологов и психиатров, позже опубликованной под названием «Этиология истерии»).
 Непродолжительное время Зигмунд Фрейд был убежден, что причина неврозов – совращение детей отцами, старшими братьями, родственниками, взрослыми, имевшими доступ к ребенку в раннем детстве. Сомнения по поводу концепции совращения внесло чрезмерное до невероятности распространение этого явления, если посчитать результаты анализа доказательством. Вполне пристойных и добропорядочных отцов анализ выставлял совратителями собственных дочерей. Наблюдения и результаты продолжающегося анализа усилили сомнения. К весне 1897 года Фрейд пишет своему другу Вильгельму Флиссу (Wilhelm Fliess, 1858 – 1928) о «приукрашивании фактов» пациентками. В июне – о «фальсифицированных воспоминаниях и фантазиях». К осени 1897 года Фрейд окончательно разочаровался в собственной идее. 21-го сентября он написал Флиссу, что большинство сообщений о «родственных совращениях» пациентками – плод их фантазии.
 В 1914 году Фрейд писал об этом своем разочаровании: «Анализ верным путем подвел к детской сексуальным травмам, а они оказались неправдоподобными. Реальная основа уходила из-под ног. В ту пору я готов был бросить работу. [...] В конце концов, я начал осознавать, что обманувшись в своих ожиданиях, я не вправе впадать в малодушие, а обязан эти ожидания пересмотреть. Если больные истерией связывают свои симптомы с вымышленными травмами, то их фантазии – это очередной факт и психическая реальность должна быть принята во внимание наряду с практической реальностью. [...] за этими фантазиями выявилась в полном объеме сексуальная жизнь ребенка. [...] своеобразие сексуальной конституции ребенка способно провоцировать сексуальные переживания особого рода, то есть травмы».
 Новорожденный еще не социальное существо. Он лишь потенциально способен принять культуру, императивы, запреты и нормы общества, в котором ему довелось родиться. Существующие же в нем при рождении влечения по сути своей биологичны. Им лишь предстоит, развиваясь, трансформируясь, взаимодействуя с общепринятым, социализироваться и, возможно, оказаться полезными социальной адаптации взрослеющего человека. Если, конечно, все сложится для развития благоприятно.
 Идея повторения в развитии индивидуума основных признаков развития вида перенесена в психоанализ и антропологию из эволюционной биологии. Примененная к исследованию взаимодействия в ребенке врожденного биологического и культурного, привносимого воспитанием, социальной средой и взрослением, она стала основой Фрейдовской концепции, названной именем несчастного Эдипа из Фив.
 «Ребенок абсолютно эгоистичен, он интенсивно испытывает свои потребности и неудержимо стремиться к их удовлетворению, – особенно же против своих соперников, других детей и главным образом против своих братьев и сестер. […] продолжительность аморального детского периода у отдельных индивидуумов чрезвычайно различна. Там, где отсутствует развитие моральности, там мы имеем «дегенератов»; тут перед нами, очевидно расстройство развития» (Фрейд, 1900) . «Абсолютный эгоизм» детей в «аморальном» возрасте и недоброжелательность их к соперникам за родительскую любовь – умозаключение Фрейда, основанное на наблюдениях за детьми, анализе их фантазий и сновидений. Враждебность между конкурентами за родительское внимание в филогенетическом, точнее культурно-социальном аспекте, представлена в мифах, фольклоре, уделяющем вражде братьев и сестер немало внимания.
 Дети нередко фантазируют о смерти родителей или видят ее во сне. Принимая во внимание психоаналитический тезис о соответствии фантазий и сновидений желаниям, не до конца осознаваемым, этот факт, на первый взгляд, кажется необъяснимым. Конкуренты отнимают у ребенка внимание родителей, поэтому желание от них избавиться понятно, но родители ведь заботятся о ребенке, они источник тепла, любви, защиты... И у «аморального эгоиста» нет вроде бы мотива фантазировать об их смерти. «Разрешению этой трудной задачи помогает то обстоятельство, что сновидения о смерти родителей в огромном большинстве случаев касается одного пола со спящим» («Толкование сновидений»). Девочки в матери, а мальчики в отце видят соперников, препятствие в реализации своего желания, влечения. «Эдип, убивший своего отца Лайя и женившийся на своей матери Иокасте представляет собой лишь осуществление желания нашего детства. Но более счастливые, нежели он, мы сумели отторгнуть наше сексуальное чувство от матери и забыть свою ревность к отцу. Человек, осуществивший такое первобытное детское желание вселяет в нас содрогание и ужас – мы отстраняемся от него со всей силой процесса оттеснения, которое претерпевают с самого детства эти желания в нашей душе». («Толкование сновидений»).
 В иерархически организованной стае, подчиненной мощному самцу, нет места культуре, а значит и шансов на приз в бесконечном марафоне выживания у нее не так уж много. Поэтому, надо полагать, самыми перспективными приматами когда-то оказались именно создавшие в своих стаях социальные механизмы контроля агрессии и сексуального влечения. Через десятки тысячелетий эти механизмы, после бесчисленных проб и ошибок, развились в культуру, обеспечившую, в конце концов, своим носителям уровень выживания, недоступный биологическому миру.
 Древнейшие, времен стаи, императивы сохраняют свою жизнеспособность и в современном человеке. Они требуют от мальчика, юноши, мужчины стремиться к статусу главного самца, агрессивно подавлять посягательства соперников, а от девочки, девушки, женщины – занять ближайшее к вожаку место в иерархии самок. Воспитание, отражающее нравы общества, социальные институты, ограничивающие и изменяющие стремления индивидуума, психологические структуры, развившиеся за тысячелетия, тормозят императивы, унаследованные от биологических предков. Зато способность к фантазии, творчеству, сублимации – награда за подавленные инстинкты – оказываются вполне эффективными инструментами социальной адаптации.
 Древнейшие влечения обнаруживаются психоанализом, заметны в инфантильном и ювенильном состояниях, очевидны при психической и социальной патологиях. Во времена же социальных катаклизмов способны вырваться на свободу, прорвать все преграды и смести возведенное с таким трудом здание культуры. Их «укрощение никогда не будет легким, оно удается то слишком плохо, то слишком хорошо. Мотив человеческого общества оказывается, в конечном счете, экономическим; так как у него нет достаточно жизненных средств, чтобы содержать своих членов без их труда, то оно должно ограничивать число своих членов, а их энергию отвлекать от сексуальной деятельности и направлять на труд. Вечная, исконная, существующая до настоящего времени жизненная необходимость». (З. Фрейд, Из двадцатой лекции «Введения в психоанализ» 1917 год.).
 Судьба укрощенных древних страстей: отчасти сублимироваться в экономическую активность, так необходимую обществу, отчасти же стать источником грез, вдохновения гениев и сюжетов, востребованных во все времена.«Едва ли простой случайностью можно объяснить, что три шедевра мировой литературы всех времен трактуют одну и ту же тему – тему отцеубийства: «Царь Эдип» Софокла, «Гамлет» Шекспира и «Братья Карамазовы» Достоевского. Во всех трех раскрывается и мотив деяния, сексуальное соперничество из-за женщины» (З. Фрейд, «Достоевский и отцеубийство», 1927).


Окончание.

Литература.

К началу обзора.

К титульному листу.