Инцест (Продолжение).
III. Инцест в библейской культуре.

 Книги Танаха иудеев или Ветхого Завета христиан в известных сегодня редакциях, писались и редактировались, как полагают библеисты, целое тысячелетие. Древнейшей их частью, написанной в XII в. до н.э., считается история пророчицы Деворы (Книга Шофетим или Книга Судей Израилевых в славяно-русской версии Библии). Самой поздней – книга пророка Даниэйла или Даниила в славяно-русской версии Библии. Она появилась, как полагают, во II в. до н. э. Важнейшее отличие мира Библейских представлений от мира мифов – идея «единства и разумности исторических явлений, направляемых одной высшей нравственной волею» (С. Дубнов).
 Кровосмешение запрещено Законом. И если инцест все же происходил, то он представлялся в Библии следствием стечения обстоятельств, хоть его и не оправдывающих, но объясняющих и смягчающих осуждение. В первой книге Моисеева Пятикнижия «Берейшит» («Бытие» в славяно-русской версии Библии) описан самый, наверное, известный в Библейской культуре инцест. Всевышний, уничтожая Содом и Гоморру, помиловал семью Лота, племянника Авраама. Лот, его жена и две дочери, предупрежденные о надвигающейся Катастрофе, ушли из своего дома и покинули город. На грешные города пролилась пылающая сера, уничтожив всех обитателей той местности, животных и растения. Милуя семью Лота, Всевышний повелел им бежать из своего дома, не оглядываясь. Жена Лота, не удержавшись, взглянула на пылающий город. И тут же превратилась в соляной столб. Запрет смотреть на гибнувший город, бегство без оглядки – поведенческий символ полного разрыва с культурой греха, ее безоговорочное отрицание. Напоминает требование Всевышнего, обращенное в свое время к Авраму: «Уйди из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего...» Видимо, поэтому и наказание за брошенный через плечо взгляд оказалось столь суровым.
Лот и его дочери. Хендрик Голциус (1558 - 1617).  Овдовевший Лот и две его дочери поселились в пещере. Похоже, им показалось, что они – единственные люди на всей земле. Сказала старшая дочь Лота своей сестре: «Нет мужчин, за которых мы могли бы выйти замуж и родить детей. Давай напоим вином отца, ляжем с ним и наживем от него потомство». Так и сделали. Сначала старшая, а потом и младшая. Зачали дочери Лота от отца. Старшая назвала родившегося сына Моавом. От него произошли моавитяне. Сын младшей получил имя Бен Ами (в переводе с иврита – сын моего народа, моего рода). И стал Бен Ами праотцем аммонитян. Эти народы населяли, среди прочих, Ханаан – так в древности называлась Палестина. Ни Лот, ни его дочери не были наказаны за кровосмешение. Дети инцеста стали праотцами двух народов. Напоминает языческие мифы, не столь однозначно, как Синайское законодательство, осуждающие кровосмешение.
 В древнееврейской книге «Ваикра» (книга «Левит» в славяно-русской версии Библии), датируемой с большой осторожностью IX – VIII веками до н. э., перечислены сексуальные преступления и довольно таки однообразные наказания за них – смерть, сожжение, истребление, изгнание (за секс во время менструации) или проклятие бездетностью (за секс с женой брата, с женой дяди, сестрой отца или матери). Среди столь строго караемых проступков упоминаются секс с дочерью отца или матери своих, с женой отца. То есть закон не различал секса с родной сестрой и сестрой сводной, секса с матерью и мачехой. В этом нюансе можно, пожалуй, предположить сохранившееся влияние обычаев времен группового родства, еще не вытесненного окончательно законами родства индивидуального. Сексуальные отношения матери и сына, дочери и отца отдельно, среди прочих запретов не упомянуты. И вообще кровосмешение, как нечто особо отвратительное или осуждаемое более скотоложства, гомосексуальных отношений мужчин, секса с чужой женой не заметно.
 Как действовали эти предписания в жизни древних иудеев известно немного. Похоже, законы соблюдались и народом, и правителями. Во времена же распада государства, войн, междоусобиц, разорения страны и роста влиянием иных культур, в первую очередь эллинизма, Закон терял свое всевластие, а сексуальные нравы, по большей части правящей элиты, – строгость. Греховное влечение, после тысячелетий подавления, вновь вырывалось на свободу.
 В 37 году до новой эры после бунтов, кровавых распрей, захвата Помпеем Иерусалима Римский сенат единогласно назначил царем Иудеи Ирода, друга Антония, сумевшего поладить с Юлием Цезарем, а после их гибели стать клиентом императора Октавиана Августа. Ирод – сын идумеянина, принявшего вместе с отцом иудейскую веру. В глазах евреев он не имел никаких прав на царский титул. Но Ирод вполне устраивал Рим.
 Правил Ирод более трех десятилетий. В наше время его назвали бы талантливым управленцем. Решительные действия Ирода после землетрясения, случившегося на седьмом году его правления и совпавшим с войной против арабского царя Арета, спасли положение в стране. Во время засухи на тринадцатом году правления Ирод приказал переплавить в монеты драгоценную дворцовую утварь, закупить зерно в Египте и раздать его голодающим. При нем завершилось строительство Храма, возводились по греческим образцам дворцы, театры, цирки, ипподромы. Ирод расширил или построил заново города Себасту (Самарию), Иродиум, Антипатриду, Фасаилиду, Кейсарию с удобнейшей гаванью, крепость Кипрос возле Иерихона. Царь был успешным военноначальником и ловким дипломатом, обеспечивавшим Иудее расположение римлян. Но подданные царя-чужака, назначенного завоевателями, ненавидели его за высокие налоги, жестокость, беззаконность расправ с реальными и воображаемыми противниками. Ирод уничтожил весь род Хасмонеев, почитаемого народом, казнил многих из своих друзей и соратников, жену, царицу Мариаму, двух своих сыновей от брака ней – принцев Александра и Аристобула. Но более всего евреи ненавидели Ирода за пренебрежение национальными традициями. Он уклонялся «... от соблюдения древних установлений и обычаев, и введением иноземных начинаний подтачивал издревле сложившийся и собственно ненарушаемый строй жизни [...]. Что раньше поддерживало в народной массе прежнее благочестие, теперь подвергалось презрению…» (Иосиф Флавий, «Иудейские древности», XV, 3, 1).
 В год смерти Ирода (4 год до новой эры) в стране вспыхнули кровавые беспорядки. «Иудея была полна разбойничьих шаек. Где собиралась толпа недовольных, она тотчас выбирала себе царя на общую гибель» (Иосиф Флавий. «Иудейские древности» XVII, 10. Римский наместник Сирии Вар двинул в Иудею два легиона. Две тысячи евреев были распяты на крестах. В стране воцарило спокойствие.
Рогир ван дер Вейден. Обезглавнивание Иоанна Крестителя (XV в.).  Ни одного из наследников Ирода император Август не удостоил царского титула. Старший сын Ирода Архелай получил в управление центральную Иудею, Самарию, Идумею и звание этнарха, а его братья Ирод-Антипа и Филлип – более скромные титулы тетрархов и уделы на севере и северо-востоке страны.
 Архелай женился на вдове своего брата – принца Александра, казненного Иродом. Такой брак по еврейским законам считался греховным сожительством, инцестом. Моисеево законодательство допускало лишь женитьбу на бездетной вдове брата. Принцесса же Глафира имела от покойного Александра детей. Нарушение Закона было, видимо, столь вопиющим, что возникла легенда о вещем сне Глафиры. Ей приснился покойный Александр, сказавший среди прочего: «Выйдя замуж за Архелая, ты связалась со своим шурином, моим братом. Я же не могу забыть своей любви к тебе; поэтому я освобожу тебя от этого позора и верну тебя к себе, как то было прежде». Через несколько дней Глафира умерла. (Иосиф Флавий «Иудейские древности» XVII, 13, 4).
 Второй наследник Ирода, тетрах Ирод-Антипа, влюбился в Иродиаду, дочь другого казненного брата – принца Аристобула. Он убедил ее расстаться со своим мужем, развелся со своей женой и заключил этот кровосмесительный, по еврейским представлениям, брак. Народное негодование этим греховным сожительством публично озвучил суровый отшельник-ессей Иоанн-Креститель. И был за то по приказу тетрарха заключен в тюрьму. Но казнить Иоанна, несмотря на требования своей жены Иродиады, Ирод-Антипа поначалу не решался «...зная, что он муж праведный и святой, и берег его, и с удовольствием слушал его». Но случился пир в честь дня рождения тетрарха. Именинника восхитил танец юной дочери Иродиады от первого брака. И «...царь сказал девице: проси у меня чего хочешь, и дам тебе». По совету матери она попросила «...теперь же на блюде голову Иоанна-Крестителя. [...] И тотчас послав послав оруженосца, царь повелел принести голову его». (Евангелие от Марка, VI, 17 -27). Ту же историю рассказывает евангелист Матфей (Евангелие от Матфея, XIV, 3 - 11). А евангелист Лука, пишет: «Ирод же четвертовластник, обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего [...] заключил Иоанна в темницу». (Евангелие от Луки, III, 19, 20). Четвертовластник – буквальный перевод греческого титула тетрарх. Матфей и Марк назвали тетрарха Ирода-Антипу царем Иродом, а Иродиаду вдовой Филиппа, еще одного наследника Ирода, умершего в 34 году новой эры, то есть гораздо позже казни принца Аристобула (7 год до новой эры) и женитьбы Ирода-Антипы на его дочери. Но эти неточности никак не снижает пафоса негодования столь грубым попранием еще недавно нерушимого Закона.
 Потомки Ирода номинально оставались иудеями, но образ, обстоятельства их жизни и нравы, царившие в этой семье, никак не вписывались в строгие еврейские традиции. Правнучка Ирода принцесса Береника была женой своего дяди. Овдовев, испытывала совсем не сестренские чувства к своему родному брату – последнему царю из династии Ирода, Агриппе II (Иосиф Флавий. «Иудейские древности», XX, 7, 3).


Продолжение.

Литература.

К началу обзора.

К титульному листу.