«Вначале был Фрейд» – пишет современный его биограф Пол Феррис. Потом Фрейд и несколько коллег в Вене, а к 1910 году возникло международное сообщество
психоаналитиков.Вопреки опасениям Фрейда, еврейская тональность его идей не помешала ни их развитию, ни распространению в мире. В 1911 году в психоанализе
появился первый,но, увы, не последний еретик. С резкой критикой Фрейда выступил Альфред Адлер (Alfred Adler, 1870-1937). Свою «Индивидуальную психологию»
он построил на стремлении человека к достижению превосходства.
Столь социально ориентированное понимание феномена души в совокупности с пренебрежением сексуальной основой переживаний и поведения сближали адлеровскую
модель с марксизмом в западноевропейской его редакции,
выводившим человеческие стремления из его социального бытия.
Сегодня ортодоксальные адлерианцы – затерянное племя среди психотерапевтов. А вот идеям Альфреда Адлера повезло больше. Ко второй половине двадцатого
века они стали частью психоаналитического мышления. Сегодня лишь историки психотерапии обсуждают соотношение между адлеровской «компенсацией» и
психоаналитической «конверсией». Большинство же современных психотерапевтов в своей работе используют не только «комплекс неполноценности» Адлера, но и
юнговские «архетипы», «коллективное бессознательное», наряду с психоаналитическими «вытеснением», «переносом» и «сублимацией», видя в них скорее не лексику
конфликтующих учений, а взаимодополняющие понятия.
В 1908 году в Зальцбурге состоялся первый международный психоаналитический конгресс, на котором было принято решение об основании «Ежегодника
психоаналитических и психопатологических исследований». Директорами стали Блейлер и Фрейд, а редактором – Юнг. В 1910 в Нюрнберге собрался второй конгресс,
в 1911, в Веймаре – третий. В январе 1912 года вышел первый номер «Imago» – журнала, основанного Фрейдом, Ранком и Заксом, для публикаций о немедицинском
применении психоанализа. В США работало отделение «Международного психоаналитического объединения» и начал выходить «Журнал девиантной психологии», позже
ставший официальным органом Американской психоаналитической ассоциации. Появились, по словам Джонса «признаки развития психоанализа» в Швеции, Франции,
Польше и Голландии. Начавший выходить в 1909 году в Москве журнал «Психотерапия», публиковал, по оценке Джонса «огромное количество психоаналитических
работ и обозрений». В 1910 году флорентиец Роберто Ассаджоли (Roberto Assagioli, 1888 - 1974), известный ныне как автор «Психосинтеза», выступил перед
Итальянским конгрессом по сексологии с работой о сублимации. В феврале 1914 года Фрейд получил приглашение от ректора Лейденского университета, профессора
психиатрии Г. Елгерсма прочитать лекции по психоанализу. По этому поводу Фрейд написал:
«Подумать только. Должностной психиатр, ректор университета, проглатывает психоанализ с рогами и копытами. Какие сюрпризы нам еще преподнесут!»
Психоанализ, вариации и «ереси», им порожденные, бурно распространялись по миру. И столь же энергично развивалось противодействие этим необычным идеям.
Фрейд, как пишет Джонс, жил во времена, когда религиозная нетерпимость сменилась нетерпимостью сексуальной, но еще не возникла нетерпимость политическая.
Поэтому в основном критика велась с морализаторских позиций. Теорию Фрейда недоброжелатели воспринимали как прямое подстрекательство к пренебрежению
нравственностью, к возвращению дикости и распущенности. На конгрессе немецких неврологов и психиатров в 1910 году профессор Вильгельм Вейгант при
упоминании теории Фрейда закричал, стуча кулаком по столу:
- Это не тема для обсуждения на научной встрече, этот вопрос имеет отношение к полиции!
В Будапеште заявили, что работы Фрейда – порнография, а психоаналитикам место в тюрьме. Профессор Герман Оппенгейм (Hermann Oppenheim, 1858—1919),
известный невропатолог, автор ведущего учебника по этому предмету предложил организовать бойкот любому учреждению, где будут терпимо относиться к взглядам
Фрейда. Пресвитерианский священник из Австралии Дональд Фрейзер лишился места из-за сочувствия к работам Фрейда. В 1909 году в Берлине уволили с работы
«за психоанализ» Моисея Вульфа, российского последователя Фрейда. Сперберу, шведскому филологу, не дали звания доцента из-за написанного им эссе о
сексуальном происхождении речи. Все это бурление было прервано Мировой войной.
В первые недели войны, пишет Джонс, отклик Фрейда на события «заключался в юношеском энтузиазме… Он сказал, что впервые за тридцать лет ощущает себя австрийцем». Старший сын Фрейда Мартин записался добровольцем в Австро-Венгерскую армию и стал стрелком. Вскоре он получил лейтенантские погоны, был ранен и попал в плен на итальянском фронте. На том же фронте воевал его младший брат – Эрнст. Оливер, второй сын Фрейда, был военным строителем и сооружал туннель в Карпатах. Двадцатилетний племянник Фрейда, единственный сын его сестры Розы, Герман Граф погиб в бою. В начале войны Фрейд явно симпатизировал центральным державам. По свидетельству Джонса он принял немецкую версию, гласившую, что Германия окружена завистливыми соседями, которые плетут заговоры и хотят ее уничтожить. И лишь позже к Фрейду вернулся обычный его скепсис, позволивший встать над схваткой. Потеряв веру в справедливость германских притязаний, он не стал сочувствовать союзникам. В конце войны его порадовали лишь сообщения с Палестинского фронта. Экспедиционный корпус под командованием британского генерала Алленби, разбив войска Османской Турции, захватил Иерусалим. И еще Фрейду понравилась декларация Англией готовности к появлению еврейского государства.